Назад к списку новостей

60 ЛЕТ КОНСТРУКТОРСКОЙ СЛУЖБЕ ОАО «БЕЛАЗ»

30 April 2020 г.

В апреле текущего года исполнилось 60 лет управлению главного конструктора научно-технического центра одного из ведущих мировых производителей карьерной техники – ОАО «БЕЛАЗ».

За свою историю НТЦ УГК насчитывает множество достижений. Отметим самые важные вехи в создании техники, которая и характеризует славный путь конструкторской службы ОАО «БЕЛАЗ».

Первым достижением конструкторской службы стала разработка и выпуск в 1961 году первенца белорусского завода – 27-тонного самосвала БЕЛАЗ-540 и постановка его на производство в 1965 году под обозначением БЕЛАЗ-540А. Переход от машины, сделанной по тракторной технологии, к машине, которая уже тогда представляла собой карьерный самосвал, стал действительно очень серьезным достижением для отечественной промышленности. Короткая база, пневмогидравлическая подвеска, воронкообразный кузов, гидромеханическая трансмиссия – все это были новые, вновь разработанные молодым коллективом конструкторов элементы, которые до сих пор являются классикой схемы карьерного самосвала.

Еще одной вехой в истории УГК стоит назвать разработку большегрузных самосвалов с применением электромеханической трансмиссии. Первый такой самосвал был изготовлен в 1969 году, его грузоподъёмность составляла 75 тонн. Далее в 80-х годах разрабатывался 110-120-тонный самосвал, который также стал очень серьезным шагом в развитии завода БЕЛАЗ.

В 90-е годы разрабатывались карьерные самосвалы БЕЛАЗ серий 7513, 7555 и 7530. С известной степенью модернизации, модификации этих карьерных самосвалов и сегодня приносят наибольший процент благосостояния коллектива ОАО «БЕЛАЗ».

В ряду основных достижений БЕЛАЗ и мировой рекорд в 2013 году, который до сих никем не побит – это создание самого большого на планете 450-тонного карьерного самосвала БЕЛАЗ-75710.


Генеральным конструктором белорусского завода является Александр Николаевич Егоров, под руководством которого разработаны и внедрены порядка 400 модификаций и исполнений техники марки «БЕЛАЗ».

Современная конструкторско-исследовательская база ОАО «БЕЛАЗ» включает четыре структуры: управление главного конструктора (300 человек), отдел главного конструктора подземной и строительно-дорожной техники (65 человек), экспериментальный цех (160 человек) и испытательная лаборатория (4 человека).

Структура УГК с наработанными методиками и опытом сегодня в состоянии поддерживать на серьезном мировом уровне деятельность по конструированию карьерных самосвалов БЕЛАЗ. Однако белорусский гигант не стоит на месте и делает определенные шаги и в других направлениях. Создан новый отдел по разработке и проектированию гидравлических карьерных экскаваторов. Также на предприятии реализуются программы совершенствования и развития аэродромной техники и фронтальных погрузчиков.


По-прежнему одним из факторов конкурентных преимуществ белорусского предприятия является и то, что первоначальная стоимость карьерных самосвалов БЕЛАЗ в пределах 10-15 % ниже, чем у основных конкурентов. Стоимость владения карьерной техникой БЕЛАЗ существенно ниже в первую очередь из-за довольно бюджетной стоимости предлагаемых запасных частей. К тому же машины с электромеханической трансмиссией по своей физике имеют и меньшую трудоемкость технического обслуживания.Стремление повышать качество и эффективность, снижать эксплуатационные расходы, улучшать надежность, безопасность и экологичность карьерных самосвалов – вот главная движущая сила инноваций завода БЕЛАЗ. Так в сравнении с конкурентами, БЕЛАЗ на сегодняшний день имеет самую широкую номенклатуру карьерных самосвалов двух основных идеологий конструирования – с гидромеханической трансмиссией (до 90 тонн грузоподъемности) и электромеханической трансмиссией (от 90 тонн и выше).

Сегодня наблюдается устойчивый интерес к роботизированной карьерной технике со стороны потребителя. В настоящее время 2 роботизированных карьерных самосвала БЕЛАЗ-7513R эксплуатируются в ООО «СУЭК-Хакасия», Разрез «Черногорский» (Российская Федерация). В дальнейших планах развития роботизации карьерных самосвалов – создание робота-челнока, в котором будет отсутствовать кабина оператора.

Ужесточение экологических стандартов, внедрение «зеленых технологий», переход на альтернативные источники топлива стало новым вызовом для конструкторов БЕЛАЗ, что послужило толчком к разработке карьерного самосвала, работающего на чистом газе. 45-тонный БЕЛАЗ-75476 проходит сейчас эксплуатационные испытания в Архангельской области на алмазном руднике. Переход на газ существенно улучшает экологическую ситуацию в обычно сильно загазованных карьерах. Так по плану опытно-конструкторских работ на белорусском предприятии в этом году намечено изготовление образцов 130-тонных самосвалов, которые будут работать по газодизельному циклу. Кроме того, на заводе разработан 90-тонный «БЕЛАЗ», работающий на сжиженном метане с системой дозированной подачи газа к двигателю.

В русле мировых тенденций конструкторская служба БЕЛАЗ прорабатывает еще один перспективный вектор использования внешнего электропитания. Такие машины получили название троллейвозы. Однако для этого требуется специальная инфраструктура: непосредственно в карьерах необходимо построить электролинии, с которых через специальные устройства напряжение снимается и подается на тяговые моторы карьерного самосвала. Но конструкторская служба БЕЛАЗ уверена, что за этим будущее, поэтому в ближайших планах изготовление образца электро-троллейвоза на базе самосвала БЕЛАЗ-75306.

В ближайшие месяцы в планах у конструкторов БЕЛАЗ и изготовление образца карьерного самосвала грузоподъёмностью 90 тонн на электрических батареях.

На этом перечень инновационных разработок службы не заканчивается. Приоткрывая завесу, ко Дню машиностроителя-2020 еще готовятся варианты самосвалов-роботов в различных исполнениях на базе 90-тонного карьерного самосвала БЕЛАЗ.

Все новейшие конструкторско-технологические решения мирового лидера БЕЛАЗ, воплощенные в металле, ориентированы на максимальное удовлетворение запросов и ожиданий добывающих компаний и полное соответствие условиям мест эксплуатации в любом из регионов мира. Мы уверены, что благодаря концепции конструкторской школы БЕЛАЗ создавать выносливую, надёжную карьерную технику впереди у завода много новых достижений и открытий!

Искренне поздравляем с этой знаменательной датой всех конструкторов и инженеров, ветеранов управления! Мы гордимся их достижениями, желаем процветания и успеха в ответственной работе, новых побед и новаторских решений!

Подписаться на наши новости